Главная Адаптированные тексты

Неадаптированные тексты

Ложные друзья переводчика    

 

Смысловая структура имен существительных

 

  Анализ смысловой стороны имен существительных показывает, что в процессе речи одно и то же имя существительное может употребляться говорящими в различных смыслах:

1) конкретно-назывном - для обозначения объектов, находящихся в поле зрения собеседников, однозначно выделенных (из ситуации речи собеседникам ясно, какой объект имеется в виду, оба они соотносят это существительное с одним и тем же объектом) или известных им в силу каких-то обстоятельств. Например:

вы видите в руках у мальчика камень (камни) и просите воспитательницу: лОтберите у ребенка камень (камни), пожалуйста╗;

  2) общеназывном -- для называния объектов как таковых, вне соотнесенности с чем-то конкретно данным, однозначно выделенным или известным собеседникам. Например: решив разбить палатку, вы говорите своему спутнику:

  • а) лНайди где-нибудь камень, а то нам нечем будет забивать колья╗;

  • б) лПойди к реке. Там, наверное, есть камни. Принеси. Мы будем забивать ими колья╗.

  Взятые отдельно, вне речевой ситуации, имена существительные характеризуются смысловой неопределенностью, которая выражается в том, что мы не можем сказать, в каком смысле их следует понимать, в какого рода соотнесенности они находятся с называемыми объектами -- обозначают ли они лица, предметы, вещества, явления в т. п. как нечто конкретно данное, по тем или другим обстоятельствам известное собеседникам, или просто называют их как таковые, вне соотнесенности с чем-то известным или однозначно выделенным.

  Имена существительные, характеризующиеся смысловое неопределенностью в изолированном положении, приобретают ярко выраженную смысловую направленность в конкретных ситуативных условиях речи. Здесь каждое имя существительное употребляется говорящим в каком-то строго определенном смысле. Приведем несколько примеров.

Ситуация 1.

  • а) Вчера мы купили новый стол. Сегодня я села за него к вижу, что ом не удобен для письма. Я говорю: лСтал не удобен для письма╗.

  • б) Староста напоминает дежурному: лСегодня твоя очередь мыть столы╗.

  В данных двух ситуациях слово лстол╗ в форме единственного в множественного числа употребляется говорящем в конкретно-назывном смысле, т. е. находится в конкретной соотнесенности с обозначаемым им объектом. В ситуации а) оно обозначает наличный предмет, в ситуации б) - предметы, известные собеседникам благодаря общности их опыта.

Ситуация 2.

  • а) Вам дали отдельную комнату для работы. В ней нет абсолютно никакой мебели. Вас спрашивают, что вам нужно. Вы отвечаете: лПрежде всего мне необходим стол╗.

  • б) Учащийся сообщает своим родителям: лВ следующем году у нас в классе вместо парт поставят столы╗.

  Здесь слово лстол╗ в форме единственного и множественного числа употребляется в общеназывном смысле, т. е. называет объекты как таковые, без указания на что-то конкретное или однозначно выделенное.

Вывод.

  Анализ смысловой стороны имен существительных показывает, что последние обладают потенциальной смысловой разноплановостью, т. е. могут употребляться в речи в различного рода соотнесенности с называемыми объектами. Потенциальная смысловая разноплановость имен существительных раскрывается при употреблении их в различных ситуативных условиях.

  В процессе речи имена существительные могут употребляться:

  •   1) в конкретно-назывном смысле, т. е. в конкретной соотнесенности с называемым объектом, обозначая наличный, однозначно выделенный или известный собеседникам в силу тех или иных обстоятельств объект (объекты);

  •   2) в общеназывном (неконкретном) смысле, т. е. для называния объекта (объектов) как такового (таковых), вне соотнесенности с чем-то известным или однозначно выделенным.

  Проверьте, как вы усвоили материал первого параграфа.

  Задание. Определите, в каком смысле (конкретно-назывном или общеназывном) употребляются выделенные имена существительные в приведенных ниже ситуациях.

А.

  Ситуация 1. Вы останавливаетесь перед раскидистым деревом и замечаете: лПосмотри на дуб. Ему, навервоо, очень много лет╗.

  Ситуация 2. Вы решаете вопрос о том, какое дерево лучше посадить во дворе. Кто-то предлагает: лДавайте посадим дуб: он дает много тени╗.

  Ситуация 3. В письме вы сообщаете своему другу: лНаш парк преобразился: там посадили много новых деревьев. В основном -- это дубы и липы (а)╗. лДубы (б), которые мы сажали в парке, уже выросли. Парк преобразился╗.

  • 1. В конкретно-назывном.

  • 2. В общеназывной.

  • 3. (а) В общеназывном. (б) В конкретно-назывном.

Б.

  Ситуация 1. Мы сидим с вами на лекции. Когда вы пишете, у вас скрипит перо. Мне это надоедает. Я говорю: лСмени, пожалуйста, перо. Оно действует мне на нервы╗.

  Ситуация 2. У меня сломалось перо. Я обращаюсь к учащимся: лРебята, кто мне может одолжить перо (а)?╗ -- лСпросите у Белова. Он всегда носит с собой запасные перья (б)╗.

  • 1. В конкретно-назывном.

  • 2. (а) В Общеназывном. (б) То же.

В.

  Ситуация 1. Я пришла к вам и спрашиваю: лНе можете ли вы одолжить конверт? Мне надо срочно отослать письмо, а почта закрыта╗.

  Ситуация 2. К вам пришла приятельница в новом плаще. Вы спрашиваете ее: лГде ты купила плащ (а)? Мне тоже очень нужен плащ (б), но я не могу найти ничего подходящего╗. - лСходи в магазин на улице Мира, там сегодня продают красивые плащи (в)╗.

  Ситуация 3. Девочка ищет вашу сестру. Вы говорите ей: лПосмотри во дворе. Она, по-видимому, играет там с детьми╗.

  Ситуация 4. Учительница вошла в класс и, увидев, что там сидят только девочки, спросила: лА где же мальчики?╗

  • 1. В общеназывном.

  • 2. а) В конкретно-назывном. б) В общеназывном. в) То же.

  • 3. В конкретно-назывном.

  • 4. В конкретно-назывном.

 
   
Сайт создан в системе uCoz