| ||||||||
Смысловая структура имен существительных |
||||||||
Анализ смысловой стороны имен существительных показывает, что в процессе речи одно и то же имя существительное может употребляться говорящими в различных смыслах: 1) конкретно-назывном - для обозначения объектов, находящихся в поле зрения собеседников, однозначно выделенных (из ситуации речи собеседникам ясно, какой объект имеется в виду, оба они соотносят это существительное с одним и тем же объектом) или известных им в силу каких-то обстоятельств. Например:
2) общеназывном -- для называния объектов как таковых, вне соотнесенности с чем-то конкретно данным, однозначно выделенным или известным собеседникам. Например: решив разбить палатку, вы говорите своему спутнику:
Взятые отдельно, вне речевой ситуации, имена существительные характеризуются смысловой неопределенностью, которая выражается в том, что мы не можем сказать, в каком смысле их следует понимать, в какого рода соотнесенности они находятся с называемыми объектами -- обозначают ли они лица, предметы, вещества, явления в т. п. как нечто конкретно данное, по тем или другим обстоятельствам известное собеседникам, или просто называют их как таковые, вне соотнесенности с чем-то известным или однозначно выделенным. Имена существительные, характеризующиеся смысловое неопределенностью в изолированном положении, приобретают ярко выраженную смысловую направленность в конкретных ситуативных условиях речи. Здесь каждое имя существительное употребляется говорящим в каком-то строго определенном смысле. Приведем несколько примеров. Ситуация 1.
В данных двух ситуациях слово лстол╗ в форме единственного в множественного числа употребляется говорящем в конкретно-назывном смысле, т. е. находится в конкретной соотнесенности с обозначаемым им объектом. В ситуации а) оно обозначает наличный предмет, в ситуации б) - предметы, известные собеседникам благодаря общности их опыта. Ситуация 2.
Здесь слово лстол╗ в форме единственного и множественного числа употребляется в общеназывном смысле, т. е. называет объекты как таковые, без указания на что-то конкретное или однозначно выделенное. Вывод. Анализ смысловой стороны имен существительных показывает, что последние обладают потенциальной смысловой разноплановостью, т. е. могут употребляться в речи в различного рода соотнесенности с называемыми объектами. Потенциальная смысловая разноплановость имен существительных раскрывается при употреблении их в различных ситуативных условиях. В процессе речи имена существительные могут употребляться:
Проверьте, как вы усвоили материал первого параграфа. Задание. Определите, в каком смысле (конкретно-назывном или общеназывном) употребляются выделенные имена существительные в приведенных ниже ситуациях. А. Ситуация 1. Вы останавливаетесь перед раскидистым деревом и замечаете: лПосмотри на дуб. Ему, навервоо, очень много лет╗. Ситуация 2. Вы решаете вопрос о том, какое дерево лучше посадить во дворе. Кто-то предлагает: лДавайте посадим дуб: он дает много тени╗. Ситуация 3. В письме вы сообщаете своему другу: лНаш парк преобразился: там посадили много новых деревьев. В основном -- это дубы и липы (а)╗. лДубы (б), которые мы сажали в парке, уже выросли. Парк преобразился╗.
Б. Ситуация 1. Мы сидим с вами на лекции. Когда вы пишете, у вас скрипит перо. Мне это надоедает. Я говорю: лСмени, пожалуйста, перо. Оно действует мне на нервы╗. Ситуация 2. У меня сломалось перо. Я обращаюсь к учащимся: лРебята, кто мне может одолжить перо (а)?╗ -- лСпросите у Белова. Он всегда носит с собой запасные перья (б)╗.
В. Ситуация 1. Я пришла к вам и спрашиваю: лНе можете ли вы одолжить конверт? Мне надо срочно отослать письмо, а почта закрыта╗. Ситуация 2. К вам пришла приятельница в новом плаще. Вы спрашиваете ее: лГде ты купила плащ (а)? Мне тоже очень нужен плащ (б), но я не могу найти ничего подходящего╗. - лСходи в магазин на улице Мира, там сегодня продают красивые плащи (в)╗. Ситуация 3. Девочка ищет вашу сестру. Вы говорите ей: лПосмотри во дворе. Она, по-видимому, играет там с детьми╗. Ситуация 4. Учительница вошла в класс и, увидев, что там сидят только девочки, спросила: лА где же мальчики?╗
| ||||||||