Главная Адаптированные тексты

Неадаптированные тексты

Ложные друзья переводчика    

 

Смыслоразличительные функции неопределенного и нулевого артиклей

 

Английские артикли, как сказано в предыдущем параграфе, указывают на различную смысловую направленность, употребленных в речи, имен существительных.

Определенный артикль показывает, что оформленное им имя существительное употребляется говорящим в конкретно-назывном смысле, т. е. обозначает конкретно данный, находящийся в поле зрения собеседников или известный им в силу тех или иных об- стоятельств объект (группу объектов).

Неопределенный и нулевой артикли являются показателями употребления оформленных ими существительных в общеназыв- ном смысле -- для обозначения объекта (объектов) как такового (таковых), вне соотнесенности с чем-либо конкретно данным или однозначно выделенным.

Из сказанного следует, что неопределенный и нулевой артикли по своим смыслоразличительным функциям противостоят опре- деленному артиклю. Противопоставление это можно представить графически следующим образом:

где the -- определенный артикль, a (an) -- неопределенный (--) -- нулевой. Знак <-> указывает на наличие смыслового про тивопоставления между артиклями. На чем основывается раагра ничение их функций?

Неопределенный артикль употребляется перед именами суще ствительными в единственном числе (boy, story) при условии, что они могут в аналогичных ситуациях выступать в форме множест венного числа, т. е. являются исчисляемыми; нулевой -- перед именами существительными исчисляемыми во множественном чис- ле (boys, stories) и существительными неисчисляемыми (bread, friendship).

Смысловое различие между неопределенным в нулевым артик- лями, таким образом, заключается в том, что они указывают на различный характер внешней структуры называемого объекта и его числовую характеристику. Первый из них показывает, что оформленное им имя существительное обозначает объект, пред- ставленный членимой единицей на фоне класса, а второй подчер- кивает, что называемый именем объект не представлен таким образом, т. е. либо он выступает в виде неопределенного множества (boys, stories), либо является нечленимым по своей природе (bread, friendship).

Проиллюстрируем это несколькими примерами.

Ситуация I. Разговор происходит на почте:

"May I have an envelope and a poet-card, please?"

"Here you are."

Существительные envelope и post-card называют здесь отдель ные объекты на фоне класса, что и обусловливает оформление их неопределенным артиклем.

Ситуация 2.

"What is this stand for?"

"They sell books and newspapers here."

Нулевой артикль перед существительными books и newspapers в данной ситуации объясняется тем, что они обозначают неопреде ленное множество объектов.

Ситуация 3. Находясь в магазине, вы обращаетесь к од ному из посетителей; "Can you tell me where they sell glue here?"

Наличие нулевого артикля перед существительным glue обусловлено тем, что оно употреблено здесь для обозначения нечленимого по своей природе объекта.

Имена существительные в английском языке, как и в любом другом, многозначны. Поэтому очень часто одно и то же существи тельное может обозначать разливные по внешней структуре объекты, как например:

stone (природный материал)

a stone (отдельный предмет)

brick (строительный материал)

a brick (отдельный предмет)

oak (строительный материал)

an oak (отдельное дерево)

egg (вещество)

an egg (отдельный предмет , light (физическое явление)

a light (отдельный предмет)

ice-cream (вещество)

an ice-cream (отдельная порция)

и т. д.

В таких случаях одно и то же существительное может быть употреблено как с неопределенным, так и с нулевым артиклем, но значение его форм при этом различно. При наличии неопреде ленного артикля оно обозначает отдельный объект на фоне класса, при его отсутствии -- объект, нечленимый по своей внешней струк туре (вещество, материал, общее понятие).

Вывод. Неопределенный артикль употребляется перед име нами существительными исчисляемыми в единственном числе. Он показывает, что оформленное им существительное обозначает объект, представленный членимой единицей на фоне класса.

Нулевой артикль употребляется перед именами существитель ными исчисляемыми во множественном числе и неисчисляемыми

(не имеющими категории числа). Он показывает, что оформленное им существительное обозначает объект, не представленный от дельной единицей на фоне класса.

В соответствии с изложенным, схему смысловых противопоставлений английских артиклей можно представить следующим обра вом;

Схема показывает, что определенный артикль the противостоит неопределенному и нулевому артиклям a (an), (--), а артикли a (an), (--) в свою очередь противостоят друг другу.

Выполните несколько заданий.

Задание I. Укажите номера ситуаций, в которых выделенные существитель ные оформляются неопределенным артиклем, если эти ситуации изложить на английском языке.

Ситуация 1. Вы обращаетесь к своему брату, который идет в библиотеку: лПринеси мне, пожалуйста, английский словарь (а)╗. -- лЯ не думаю, что в нашей библиотеке есть словари (б)╗,-- отве чает он.

Ситуация 2. На вопрос по телефону о том, что делает ваша се стра, вы ответили: лОна читает книгу╗.

Ситуация 3. Говоря об увлечениях своих воспитанников, учительница заметила: лОни очень любят, когда им читают книги╗.

Ситуация 4. На столе стоит тарелка с пирожными. Обраща ясь к матери, вы говорите: лМожно мне взять пирожное, мама?╗

Ситуация 5. У киоска лВоды -- соки╗ вас спросили, что вы будете пить. лЯ, пожалуй, возьму томатный сок╗,-- ответи ли вы.

Ситуация 6. Проходя мимо строительной площадки, вы заинтересовались, из чего изготовляют строительные блоки. лИз цемента и камня, надо полагать╗,-- заметила ваша спут ница.

Ситуация 7. лМама, купи мне мороженое, пожалуйста╗,- просит девочка у своей матери.

Ситуация 8. При выходе из магазина у вас спросили: лЕсть ли там апельсины?╗

| 1- (а), 2, 4, 7

Задание II. Укажите номера ситуации, в которых выделенные существи тельные оформляются нулевым артиклем, если эти ситуации изложить ла английском языке.

Ситуация 1. Вы спрашиваете у одного из своих знакомых:

лГде можно купить хорошие лыжи?╗

Ситуация 2. На вопрос, почему вы задержались, вы ответили:

лВ лСпартаке╗ идет новый английский фильм. Я ходила его смот- реть╗.

Ситуация 3. Вы обращаетесь к своему гостю: лВы пьете черный кофе (а)?╗ -- лДа, и без сахара (б)╗,-- отвечает он.

Ситуация 4. Вас попросили повесить картину. Вы говорите:

лДайте мне молоток и большой гвоздь, пожалуйста╗.

Ситуация 5. Конферансье объявляет: лСейчас будет испол- нена русская народная песня╗.

Ситуация 6. Вы привезли из магазина новый сервант. Ваш сосед интересуется, из чего он сделан. лПо-моему, это красное дерево╗, -- отвечаете вы.

Задание III. Передайте прямую речь в приведенных ниже ситуациях по- английски, употребив выделенные существительные.

Ситуация 1. Расхваливая мой новый костюм, вы замечаете:

лНепохоже, что это хлопок, можно подумать, что он сделан из шерсти╗.

Ситуация 2. Вы гуляете с сестрой в парке. На ее прось- бу купить мороженое, вы отвечаете: лЗдесь не продают моро- женое╗.

Ситуация 3. К вам подходит продавщица с мороженым. Вы обращаетесь к своей спутнице: лХочешь, я куплю тебе мороженое?╗ Ситуация 4.

-- Что ты будешь есть на завтрак?

-- Я, пожалуй, обойдусь вареным яйцом и чашкой кофе. Ситуация 5. Малыш только что позавтракал. Вы говорите ему: лИди умойся, а то у тебя все лицо в яйце╗.

Ситуация 6. Остановившись у книжного киоска, вы говорите своему спутнику: лПодожди, я куплю газету╗.

1. It doesn't look like cotton, you'd think that it's made of wool.

2. They don't sell ice-cream here.

3. Do you want me to buy you an ice-cream?

4. I think I'll do with a boiled egg and a cup of coffee.

5. Go and wash yourself, there's egg all over your face.

6. Wait a little, I'll buy a newspaper.

 
   
Сайт создан в системе uCoz